стартовой | избранное | карта сайта | контакты | ссылки
Музыкальные новости Музыкальные новости в Украине шоу-бизнес Исполнители
ХИТ-ПАРАД АФИША Евровиденье музыкальные слухи
Музыкальные новости
 
Слухи

U2 привлечены к работе над новым мюзиклом

Боно и Эдж из U2 привлечены к работе над новым музыкальным фильмом..
Портрет

Bat for Lashes


Bat for Lashes
Евровидение

Стали известны имена финалистов национального отбора Евровидения-2014

В Киеве состоялся предварительный этап национального отбора песенного..
 

Astor Piazzolla



Astor Piazzolla
Astor Piazzolla

El Gran Astor - Великий Астор, как его называют на родине, занимает в истории танго такое же уникальное место, как Дюк Эллингтон в истории джаза. Без Астора Пьяццолы (Astor Piazzolla) так же невозможно представить танго, этот самый знаменитый музыкальный подарок Аргентины миру, как вальс без Штрауса. Гигантская фигура Пьяццолы затмевает все, что происходило в судьбе танго до и после него. Гениальный композитор выудил в нищих кварталах музыку простонародья, приземленную, похотливую, пользующуюся скверной репутацией, и возвысил ее до формы утонченного искусства. Но обессмертил он себя не только этим. Пьяццола - это еще и уникальный инструменталист, который виртуозно владел любимым бандонеоном - большим кнопочным аккордеоном, известным своей громоздкостью и сложной системой аппликатуры. Преображенное талантом и фантазией Пьяццолы, танго перестало быть всего лишь танцевальной музыкой. В его экспериментальных композициях схлестнулись джаз и классика, формируя совершенно новый словарь гармоний и ритмов, больше подходящий для концертного зала, чем для танцплощадки. В его собрании сочинений есть невероятно сложные, авангардные произведения, полные противоречий, контрастных переходов, нарушающих привычные музыкальные схемы и требующих от аудитории повышенной концентрации внимания. Многогранное, новаторское, амбициозное творчество Астора Пьяццолы принесло ему международное признание, в первую очередь в Латинской Америке и Европе, а для эмоционального баланса - упорную враждебность пуристов танго, которые безжалостно атаковали его за попрание традиций и даже добились, чтобы на несколько лет музыкант покинул родную Аргентину. Но Пьяццола был из тех стоических бойцов, которые воюют до последнего патрона. Для всего мира он оставался неподражаемым эмиссаром танго до последнего дня своей жизни.

Астор Пьяццола родился 11 марта 1921 года в приморском городе Мар-дель-Плата, расположенном на побережье Атлантического океана. Его родители, бедные итальянские эмигранты, в 1924 году продолжили скитания по свету и перебрались в Нью-Йорк. Отец Астора любил слушать танго ранних мастеров, особенно легендарного композитора и певца Карлоса Гарделя (Carlos Gardel). В его фонотеке были и пластинки таких джазовых гигантов, как Дюк Эллингтон и Кэб Кэллоуэй (Cab Calloway). Когда Астору исполнилось девять лет, отец подарил ему бандонеон. Начав брать уроки, мальчик разучивал американский фольклор, произведения американских композиторов, в частности Джорджа Гершвина (George Gershwin), и, конечно, танго, чередуя их с занятиями классическим пианино. Азы владения этим инструментом в 1933 году преподнес ему пианист Белла Уилда (Bela Wilda), заразив страстной любовью к музыке Баха и Рахманинова.

Учителя не могли нарадоваться на маленького Астора: за несколько лет он достиг такого мастерства, что в 1934 году, познакомившись со своим кумиром Карлосом Гарделем, получил приглашение выступить с ним на одной сцене и снялся вместе с ним в символическом фильме о танго "El Dia que Me Quieras", сыграв роль уличного разносчика газет. Спустя год Гардель предложит 14-летнему бандонеонисту сопровождать его в концертном турне по Южной Америке. Отец был категорически против. Его отказ, казавшийся поначалу опрометчивым решением, на самом деле спас Астору жизнь: во время этой поездки самолет Гарделя разбился, он трагически погиб вместе со всеми музыкантами.

В 1936 году родители Астора, который, к слову сказать, научился в Америке говорить на английском, французском и испанском, кроме их родного итальянского, решают вернуться в Мар-дель-Плата. Его страстная любовь к танго получает новую пищу, и разжигает ее аргентинский секстет во главе со скрипачом Элвино Вардаро (Elvino Vardaro). В 1938 году юный Астор, которому едва исполнилось 17 лет, отправляется в Буэнос-Айрес на поиски музыкального счастья. Счастье улыбнулось ему не сразу. Около года он перебивался мелкими подработками, пока наконец не познакомился с известным музыкантом Анибалем Тройло (Anibal Troilo), в оркестре которого провел несколько счастливых лет.

В свободное от концертов время он продолжал заниматься на пианино и изучать музыкальную теорию. Ему повезло с учителями: в 1941 году секреты сочинительства открывал ему будущий классический композитор Альберто Гинастера (Alberto Ginastera), а в 43-м он брал уроки у пианиста Рола Спивака (Raul Spivak). Ему удалось познакомиться и с великим русским пианистом Артуром Рубинштейном, который жил тогда в Буэнос-Айресе.

В начале 40-х Пьяццола делает первые шаги как композитор. Правда, Анибаль Тройло, для которого он пишет, предпочитает упрощать его слишком сложные, амбициозные композиции, подгоняя их под вкусы нетребовательной публики. Каждое утро Астор спешит в театр "Колон", чтобы послушать, как репетирует симфонический оркестр, а по вечерам развлекает публику в кабаре, исполняя танго.

В 1944 году Пьяццола уже сам становится во главе ансамбля, аккомпанирующего на концертах вокалисту Франциско Фьорентино (Francisco Fiorentino). А еще через два года возглавляет собственный оркестр, который исполняет классическое танго, слегка преображенное в модернистском ключе. В 1949 году его коллектив распался. Музыкант оказывается на распутье. Он уже сомневается в правильности выбранного пути и пробует себя в более элитарных направлениях. Астор изучает творчество Равеля, Бартока и Стравинского, углубляется в американский джаз и несколько лет посвящает совершенствованию композиторской техники.

Музыкальные гурманы высоко оценивают его новаторство: его симфония 1953 года "Buenos Aires" заслужила восторженную похвалу коллег за необычное использование бандонеона в классической оркестровке. По совету Альберто Гинастеры он выставляет "Buenos Aires" на конкурс композиторов и выигрывает стипендию от французского правительства, дающую ему право обучения в Париже в классе известного педагога Нади Буланж (Nadia Boulanger), которая в свое время давала уроки композиции Квинси Джонсу (Quincy Jones) и Филипу Глассу (Philip Glass). Ознакомившись с "килограммами симфоний и сонат", который привез с собой аргентинский музыкант, Буланж посоветовала ему не забрасывать танго, но найти к нему новый подход, вооружившись приобретенными познаниями в джазе и классической музыке.

Через год гораздо более подкованный Пьяццола вернулся в Аргентину, собрал новый ансамбль Okteto Buenos Aires и представил миру неузнаваемо обновленное, вызывающее, дерзкое танго - nuevo tango - совершенно самодостаточный музыкальный стиль, идеально подходящий для концертных залов и словно забывший, что его место когда-то было в кабаре. Nuevo tango - самобытное явление, впитавшее элементы джаза (диссонанс и импровизация) и классической музыки, особенно стиля барокко, расцвеченное элементами пассакалии, фуги и контрапункта.

Ансамбль Okteto Buenos Aires просуществовал три года, и все это время не смолкали голоса защитников традиционного танго. В 1958 году уставший от постоянных упреков Пьяццола покидает Аргентину и отправляется в Нью-Йорк. Он зарабатывает на жизнь как аранжировщик, а параллельно продолжает музыкальные эксперименты на границе танго и джаза. В этот период родилась его знаменитая мелодия "Adios Nonino", которую он посвятил памяти недавно умершего отца.

Окрепший духом, в 1960 году Астор Пьяццола снова появляется в Буэнос-Айресе и собирает свой первый квинтет Quinteto Tango Nuevo (бандонеон, скрипка, пианино, электрическая гитара и контрабас), который станет главным проводником его авангардных идей. Основная задача композитора в ближайшие десять лет - оттачивание своего мастерства и постоянное экспериментирование, взламывающее привычные границы танго. В 1965 году вышла пластинка с записью концерта в зале Нью-йоркской филармонии. После чего маэстро подготовил очень необычный альбом, на котором стихи великого аргентинского поэта и прозаика Хорхе Луиса Борхеса в исполнении автора звучали под авангардный аккомпанемент Пьяццолы (с немелодическими импровизациями, додекафонией и ладовыми гармониями).

В 1967 году композитор встретил прекрасного напарника - поэта Горацио Ферреру (Horacio Ferrer), с которым договорился о постоянном соавторстве. Уже через год этот счастливый союз громко заявил о себе, представив так называемую "опериту" "Maria de Buenos Aires", произведение мистического содержания, новаторское по духу и технике. Премьера этой новинки, задействовавшей флейту, перкуссию, струнную секцию и трех вокалистов, состоялась в 1968 году. В главной роли выступила Амелита Балтар (Amelita Baltar), которая в скором времени станет второй женой Пьяццолы. Следующий проект Пьяццолы и Ферреры - цикл танго-песен - включал неподражаемую мелодию "Balada Para un Loco" ("Ballad of a Madman"), первый коммерческий хит композитора. Кроме сочинения популярных песен, Пьяццола постоянно писал сложные, многосоставные композиции для симфонического оркестра (например "El Pueblo Joven" 1970 года). А в перерывах поддерживал композиторский тонус, сочиняя музыку к многочисленным кинофильмам.

В начале 70-х, после триумфального европейского турне, Пьяццола собрал новый ансамбль, включавший девять оркестрантов, что позволяло аранжировать его вещи с особым шиком. На профессиональном фронте все складывалось как нельзя лучше, но опасность поджидала музыканта с другой стороны. Власть в Аргентине захватила консервативная военизированная группировка. Все, что олицетворял собой Астор Пьяццола, - современная изысканность, отсутствие низкопоклонства перед традициями - вдруг оказалось в конфронтации с установившимся режимом. Более неблагоприятной обстановки для работы трудно было и придумать. В 1973 году музыкант перенес сердечный приступ и после выздоровления решил эмигрировать в Италию. Как ни больно ему было покидать Аргентину, это было самое разумное решение.

Поселившись в Риме, Пьяццола первым делом собрал команду музыкантов Conjunto Electronico, которая играла электрический джаз, но не обычный, а с бандонеоном в роли лидирующего инструмента. В этот период родилась одна из самых прославленных вещей композитора "Libertango". В 1974 году пластинка под таким названием была издана в Европе, а через год - в Америке и с тех пор переиздавалась еще десятки раз.

В 74-м в каталоге аргентинского маэстро появился еще один примечательный диск "Summit", который он записал в тандеме с Джерри Маллиганом (Gerry Mulligan), джазовым баритон-саксофонистом. Вскоре он познакомился с вокалистом Хосе Анджелом Треллесом (Jose Angel Trelles), который на много лет станет идеальным вокальным интерпретатором его произведений.

В 1976-м у Астора Пьяццолы появился долгожданный повод вернуться на родину, пусть и совсем ненадолго: в сопровождении Conjunto Electronico маэстро дал масштабный концерт в Буэнос-Айресе, в рамках которого состоялась премьера его новой симфонии "500 Motivaciones".

К концу 70-х артист подустал от электричества, и в 78-м собрал новый квинтет - акустический. Мировые турне следовали одно за другим. Свободное время Пьяццола отдавал сочинению камерной и симфонической музыки с аргентинским колоритом. К середине 80-х он обладал уже настолько солидной репутацией, что когда по Северной Америке прокатился бум этнической музыки (и получил широкое распространение термин "world music"), Астор Пьяццола оказался одним из первых кандидатов в общенациональные кумиры.

В 1986 году музыкант вместе со своим квинтетом и американским продюсером Кипом Ханраханом (Kip Hanrahan) записал альбом "Tango: Zero Hour", который считал лучшим в своей творческой биографии. Семь оригинальных композиций, объединенных на пластинке, остаются одной из музыкальных вершин конца ХХ века.

Летом того же года он приехал на праздник джазовой музыки Montreux Jazz Festival, где выступал вместе с виброфонистом Гари Бертоном (Gary Burton). Этот концерт лег в основу живого альбома "Suite for Vibraphone and New Tango Quintet" (1987), который включал шесть произведений аргентинского виртуоза, написанных за последние сорок лет, и композицию "Vibraphonissimo", созданную специально для Бертона.

Диск появился почти одновременно с пластинкой "The Rough Dancer and the Cyclical Night", которую Пьяццола создавал как официальное продолжение альбома "Tango: Zero Hour", появившегося годом раньше. Музыкальная пресса приветствовала релиз серией похвальных отзывов, после чего артист еще раз вернулся в Нью-Йорк, чтобы дать грандиозный концерт в Центральном парке.

В этот итальянско-американский период композитор подготовил еще две примечательных работы: "Tango Suite", специально написанную для двух гитарных виртуозов Серджио (Sergio) и Одэра Ассада (Odair Assad), и "Histoire du Tango": история танго, рассказанная с помощью флейты и гитары.

К этому времени в его домашнем архиве накопились уже десятки классических произведений, в том числе "Концерт для бандонеона, оркестра и перкуссии", "Двойной концерт для бандонеона и гитары", "Три симфонических танго". К сожалению, далеко не всегда у Пьяццолы была возможность сделать студийную запись своих работ.

Словно для того чтобы уравновесить растущую известность композитора во всем мире и несколько запоздалое, но от этого не менее страстное признание на родине, его здоровье начало резко ухудшаться. В 1988 году он перенес четыре операции, но сумел восстановить рабочую форму и в 89-м проехал с международным туром, в рамках которого отыграл свой, как оказалось, прощальный концерт в Аргентине. По окончании гастролей Пьяццола записал великолепный студийный диск "La Camorra" (1989), симфоническую сюиту их трех частей по десять минут каждая, посвященную криминальному клану из Неаполя. А вскоре сумел еще раз удивить музыкальный мир, собрав новый секстет, включавший два бандонеона - беспрецедентный случай.

"Five Tango Sensations" - так назывался его лонг-плей 1990 года, записанный вместе с виртуозами современной классики оркестром Kronos Quartet. Это была одна из последних студийных работ маэстро. В том же 90-м году он перенес еще один сердечный удар, врачи диагностировали тромбофлибит. Болезнь навсегда лишила его возможности выходить на сцену и записываться в студии. Оправиться от удара он уже не смог.

После двух лет тихой затворнической жизни в родном Буэнос-Айресе сердце Астора Пьяццолы остановилось 4 июля 1992 года. Ушел из жизни один из величайших музыкантов Латинской Америки и один из самых своеобразных композиторов ХХ века. Его ученикам и последователям остался огромный фронт работ - не только продолжение начатой им музыкальной революции, но и изучение, обработка и публикация архивов Астора Пьяццолы. Исследователи его творчества подсчитали, что за пятьдесят лет активной творческой жизни он написал свыше трех тысяч произведений и лишь около 500 успел записать в студии.


 

Народный HIT-парад

1. Тина Кароль - Не бойся
2. Katy Perry - Hot And Cold
3. The Pussycat Dolls - Jai Ho
4. Айсель Теймурзаде и Араш - Always
5. Александр Рыбак - Fairytale
6. Потап и Настя Каменских - Не люби мне мозги
7. Oceana - Cry Cry
8. Dress Code - Персона VIP
9. Johanna Gurun - Is It True
Кто был для Вас Майкл Джексон?
Pop-король
Бог
кумир
легенда
просто певец



Афиша

4 марта. Киев. ЦДХ. Slow Electric и Ex-Wise Heads

4 марта в киевском Центральном Доме Художника состоится совместный..
Клуб

ЦАРЬ


ЦАРЬ


 
  MUZPARAD.com.ua | 2008 | Использование материалов только с активной ссылкой на сайт.